Железнодорожный транспорт промышленных предприятий выполняет связующую роль в процессе перемещения готовой продукции от продавца к покупателю. Эффективно выстроенная транспортная логистика способствует бесперебойной доставке груза потребителю, минимизируя такие риски, как простой вагонов, превышение нормативов хранения, отсутствие информации о передвижениях и др.
Задачу эффективной логистики способна решать микропроцессорная централизация стрелок и светофоров МПЦ СО «УРАЛ».
Стоит отметить, что на многих предприятиях используются устаревшие релейные системы, внедрение которых началось в далеких 60-х годах ХХ века. Громоздкость и отсутствие цифровых технологий несет в себе ряд существенных недостатков:
- отсутствие резервирования элементов, что приводит к остановкам перевозочного процесса при неисправностях;
- невозможность интеграции с современными информационными системами;
- большие занимаемые площади, вплоть до капитального строительства зданий;
- высокие эксплуатационные затраты на всем жизненном цикле оборудования и др.
Таким образом, станционные релейные устройства являются слабым звеном — архаизмом — во цепочке транспортировки продукции.
В предыдущем выпуске журнала, описаны преимущества внедрения микропроцессорной централизации, такие как:
- сокращение времени погрузки-выгрузки;
- уменьшение количества смен операторов;
- «онлайн» информация о передвижениях подвижного состава.
В этой статье, будут рассмотрены технические характеристики микропроцессорной централизации МПЦ СО «УРАЛ»: современная структура построения, уровни управления, передовые решения в области автоматизации.
Структура МПЦ представляет собой распределенную систему управления. Это означает, что МПЦ состоит из нескольких контроллеров и модулей ввода/вывода, разнесенных по шкафам управления, каждый из которых не зависит от остальных, но взаимодействует с ними для управления объектами.
Шкафы управления размещаются на любом расстоянии друг от друга, связанные между собой локальной вычислительной сетью Ethernet.
Подключение рабочих мест возможно как по стандарту Ethernet, так и по волоконно-оптической линии связи ВОЛС. Также МПЦ подключается к внешним информационным сетям: внутренняя сеть предприятия, интернет.
Для обеспечения заданного уровня надежности предусматривается резервирование таких компонентов как: рабочие места оператора, контроллеры, соединение «резервируемое кольцо» и др.
Повышенный уровень интеграции устройств способствует контролю, измерению и изменению параметров, с помощью программных приложений, используя технологию «интернет вещей» (IoT).
Структура МПЦ СО «УРАЛ» состоит из трех уровней.
- Уровень рабочих мест
Рабочее место оператора предназначено для автоматизированного управления и контроля объектов железнодорожной автоматики и телемеханики (стрелки, светофоры, переезды и др.). Рабочие места размещаются непосредственно на станции, либо подключаются удаленно по стандарту Ethernet.
Рабочее место инженера предназначено для контроля технического состояния устройств МПЦ и внесения корректирующих параметров инженером. Выявление и локализация неисправностей происходит за малый промежуток времени.
Рабочее место главного диспетчера предназначено для координации действий большого количества операторов. К рабочему месту стекается актуальная информация о поездной ситуации с железнодорожных станций предприятия.
- Уровень контроллеров
Задача данного уровня заключается в сборе информации с подсистем, выполнении логических и арифметических операций, выдаче команд управления и обмен информацией с уровнем рабочих мест.
Контроллер МПЦ является ядром микропроцессорной системы управления, в котором исполняется программа взаимозависимостей объектов автоматизации. Контроллер содержит расширенную диагностику, которая помогает локализовать и оповестить персонал о неисправностях.
Контроллер Счета Осей предназначен для опроса датчиков счета осей, предварительной обработки (расшифровки) информации и пересылке, обработанных данных, в контроллер МПЦ для принятия решения о свободности участков пути.
Контроллер Стрелок предназначен для опроса удаленных модулей о положении остряков стрелок (контроль стрелок), выдаче команд управления на реверсивные пускатели (бесконтактный перевод стрелок) и обмен данными с контроллером МПЦ.
- Уровень объектов управления и контроля
Интегрированная система счета осей представляет собой множество пунктов счета (ПС), подключенных параллельно к линии связи. При построении линии связи применяется топология «общая шина», которая предполагает использование одного кабеля (витая пара) стандарта RS485. Пункты счета способны, с помощью расширенной диагностики, указывать направление движения состава, скорость, температуру и прочее.
Бесконтактный перевод стрелок осуществляется реверсивными пускателями, количество переключений которых практически неограничен. Пускатели имеют малые габариты, что позволяет с помощью одного шкафа управлять 30-тью железнодорожными стрелками. Стоит отметить, что пускатели представляют собой интеллектуальные устройства и помогают инженеру контролировать широкий спектр параметров: измерение тока каждой фазы, перегрев, наличие подключения к двигателю и прочее.
Устройства ввода и вывода предназначены для управления и контроля типовых железнодорожных объектов (светофоры, ж.д. переезды, контроль схода подвижного состава и др.) с помощью релейного интерфейса.
В заключении стоит добавить, что архитектура СТА МПЦ СО «УРАЛ» способна объединить множество станции предприятия в единый автоматизированный центр управления перевозками. Это решение помогает контролировать цикл погрузки-выгрузки на подключенных станциях в режиме «онлайн».